Встреча выпускников: сообщество, которое «работает»
Каждый педагог знаком с таким явлением: у группы обучающихся есть коллективный характер. Группа может быть активной или пассивной, позитивно настроенной или остро реагирующей на всё, гибкой или сложно адаптирующейся и так далее.
Спорным можно считать вопрос о том, в каком формате обучения — офлайн или онлайн — этот характер проявляется ярче. Казалось бы, при офлайн-коммуникации преподаватель ближе знакомится с аудиторией, поэтому формирует более точное представление о ней. Однако в такой коммуникации большее внимание привлекают к себе лидеры групп и их личность сильно влияет на общее впечатление.
В онлайн-формате может быть обратный эффект: слушатели, которые опаздывают, часто задают уточняющие вопросы, недовольны тем или иным аспектом обучения, «задают» тон коммуникации с преподавателем и формируют представление обо всей группе.
Так или иначе, группа слушателей либо складывается и образует «общий организм», либо так и остаётся временным коллективом, распадающимся сразу после обучения. Во втором случае обучающиеся почти не взаимодействуют, не работают вместе, не вдохновляют и не поддерживают друг друга. Такая ситуация влияет не только на эффективность обучения, но и на чувство удовлетворенности выпускников программ. Ведь многие в качестве целей обучения обозначают желание войти в профессиональное сообщество и завязать новые знакомства.
Сегодня обратим внимание на формирование сообщества во время обучения с последующей организацией коммуникации между выпускниками как важный фактор успешной реализации образовательных программ для взрослых.