Вернуться в раздел «Мы в СМИ»

Если тренды существуют, значит, это кому-то нужно

Ученые Института образовательных технологий (Institute of Educational Technology) в Открытом университете (Open University — британский государственный исследовательский университет и крупнейший университет Соединенного Королевства по количеству студентов, расположен в Милтон-Кинсе) в сотрудничестве с другими международными исследователями ежегодно готовят публичный доклад о трендах в образовании Innovating Pedagogy.

В 2023 году доклад подготовлен совместно с Центром инноваций в обучении и преподавании Университета Кейптауна (ЮАР).

Он отражает 10 тенденций в педагогике, у которых есть потенциал повлиять на всю систему образования, и которые, по мнению ученых, заслуживают пристального внимания практиков.

Превью к новости

1. ИИ в педагогике

Появление генеративных инструментов ИИ может трансформировать образовательную практику. Они могут создавать контент, включая текст и изображения, и все чаще интегрированы в различные образовательные инструменты и платформы. Однако их использование сталкивает нас с новыми проблемами и поднимает важные вопросы, которые необходимо решать.

2. Метавселенная в образовании

Метавселенная — это трехмерная виртуальная реальность, которая позволяет пользователям взаимодействовать друг с другом через аватары. Она состоит из подключенных к сети 3D-миров, доступ к которым осуществляется через гарнитуры виртуальной реальности (VR). Пользователи могут собраться вместе в виртуальном мире, чтобы участвовать в самых разных активностях, в том числе, образовательных. Десять университетов США уже создали свои мета-версии (metaversities) с цифровыми кампусами.

3. Мультимодальная педагогика

Это подход к обучению, который подразумевает использование разных способов коммуникации в различных форматах и модальностях восприятия — в онлайне и офлайне, в формате видео, аудио, miro-досок, карточек, мемов и так далее. Мультимодальная педагогика набирает популярность благодаря социальным и технологическим изменениям в нашей жизни, которые прервали доминирование текстовых практик.

4. Возможность у обучающихся «увидеть себя» в учебном плане

Все больше и больше студентов хотят «видеть себя» в учебном плане и образовательных материалах. В докладе представлен пример движения за деколонизацию и его влияние на западную образовательную систему.

5. Педагогика заботы в цифровой среде

Педагогика заботы — это подход, подразумевающий демонстрацию эмпатии и обучение с акцентом на заботу об учениках. Ему можно противопоставить подход, основанный на главенстве академических достижений. Предположительно должен способствовать повышению самооценки учащихся, их благополучию и вовлеченности.

На наш взгляд, весьма дискуссионный пункт.

6. Подкасты как педагогическое решение

Подкасты — это аудиозаписи, посвященные конкретной теме. К ним можно получить бесплатный доступ в Интернете. Практика создания подкастов в образовательных целях расширилась в последние несколько лет. Подкасты могут использоваться для различных целей в образовательном процессе, например, для записи лекций (это легче, чем записать качественное видео) или в качестве цифрового продукта как результата выполненного практического задания.

7. Обучение, основанное на вызовах (challenge-based learning, CBL)

Этот подход имел предшественника в виде проблемного обучения (problem-based learning, PBL), когда перед учащимися ставится проектная или исследовательская «проблема», а обучение происходит в процессе её решения. CBL повышает уровень сложности проблемы, по своей сути является междисциплинарным подходом, не подразумевающим изначальное представление о том, какие именно дисциплины необходимы для реализации проекта. Часто предполагает не только предложение решения, но и его реализацию.

8. Предпринимательское образование

Подготовка к запуску, управлению и развитию бизнеса, который, в свою очередь, приведет к созданию рабочих мест, экономическому росту и развитию инновационного потенциала общества. Предпринимательское мышление включает в себя креативность, любознательность, критическое мышление, навыки коммуникации, умение работать в команде, гибкость, готовность идти на риск и развитую трудовую этику.

9. Реляционная педагогика

Идея реляционной педагогики основывается на первостепенной роли взаимоотношений в образовательном процессе, как фундаменте для эффективного обучения и преподавания.

10. Гибридная педагогика (насколько мы поняли, речь в докладе о ней)

Гибридная педагогика помогает переосмыслить сложные отношения между технологиями, педагогикой и средой обучения. Вместо поиска ответа на вопрос, что движет чем — технологии педагогикой или наоборот — она фокусируется на понимании того, как эти элементы взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Пример гибридности — использование генеративных инструментов искусственного интеллекта, таких как ChatGPT, в образовании.